- Дипломы
- Курсовые
- Рефераты
- Отчеты по практике
- Диссертации
Образ «Я» в структуре самосознания личности
Внимание: Акция! Курсовая работа, Реферат или Отчет по практике за 10 рублей!
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Только в текущем месяце у Вас есть шанс получить курсовую работу, реферат или отчет по практике за 10 рублей по вашим требованиям и методичке!
Все, что необходимо - это закрепить заявку (внести аванс) за консультацию по написанию предстоящей дипломной работе, ВКР или магистерской диссертации.
Нет ничего страшного, если дипломная работа, магистерская диссертация или диплом ВКР будет защищаться не в этом году.
Вы можете оформить заявку в рамках акции уже сегодня и как только получите задание на дипломную работу, сообщить нам об этом. Оплаченная сумма будет заморожена на необходимый вам период.
В бланке заказа в поле "Дополнительная информация" следует указать "Курсовая, реферат или отчет за 10 рублей"
Не упустите шанс сэкономить несколько тысяч рублей!
Подробности у специалистов нашей компании.
Код работы: | W000825 |
Тема: | Образ «Я» в структуре самосознания личности |
Содержание
ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3 ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ОБРАЗА «Я» И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 7 1.1. Образ «Я» в структуре самосознания личности 7 1.2. Анализ теоретических подходов к определению категории «психологическое время» в психологии 15 1.3. Соотношение переживания прошлого, настоящего и будущего в структуре психологического времени 24 1.4. Развитие личности в подростковом возрасте. Возрастные особенности переживания времени 35 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 46 ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СООТНОШЕНИЯ ОБРАЗА Я И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ ЛИЧНОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 48 2.1. Организация и методики эмпирического исследования 48 2.2. Результаты и анализ результатов эмпирического исследования 52 2.3. Программа коррекции временной перспективы личности подростков 63 ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 68 ЗАКЛЮЧЕНИЕ 71 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 73 ПРИЛОЖЕНИЯ 78 ВВЕДЕНИЕ Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Самосознание – психологическая реальность, состоящая в том, что подросток способен сознательно воспринимать и относиться к самому себе. Самосознание позволяет подростку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, оценивать свое отношение к этому миру и себя в своих отношениях, с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию подросток воспринимает себя, как индивидуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя. В структуру самосознания входят Образ «Я» и психологическое время. «Образ Я» определяет отношение индивида к самому себе, выступает основой построения взаимоотношений с другими людьми. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования. Время в психологии рассматривается как важнейший компонент ориентирование человека в мире, что позволяет комплексно изучать все многообразие взаимоотношений человека и времени, временную организацию его общения и деятельности. Ориентация во времени у подростков, осуществляется в значительной мере стихийно, разрозненно, дискретно, поскольку на этот процесс влияет много факторов, имеющих разные источники, подчас мало связанные между собой. В этом возрасте представления о времени носят мифологический характер: они богаты по содержанию, но не структурированы; глобальны, но не систематизированы. Представления о временных характеристиках существуют в детском сознании фрагментарно и с разной степенью осознанности. Таким образом, тема исследования, посвященного выявлению соотношения образа «Я» и психологического времени в структуре самосознания подростка является актуальной. Ни одна сфера жизни и деятельности человека не существует вне временного факта, вне распределения во времени, планирование и структурирование жизненных целей и планов, мотивов и действий, задач и операций. Особенности личностного развития в подростковом возрасте рассмотрены в трудах: И.В. Дубровиной, Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконина, Л.И. Божович, Д.И. Фельдштейна, А.Г. Асмолова, Т.В. Драгуновой, И.С. Кон, Ж. Пиаже, Ф. Раис, М. Харриса, Ф. Райе, Л.Ф. Обуховой и др. Образ «Я» в структуре самосознания рассмотрены в работах: С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, У. Джеймса, И.С. Кона, О.Н. Кузнецова, В.И. Лебедева, Р.Бернса, В.С. Мерлина, В.С. Мухиной, Л.В. Бороздиной, А.А. Бодалева, В.В. Столина, М. Розенберга и др. Проблема психологического времени рассмотрены в трудах: А.А. Кроника, Е.И. Головаха, К.А. Абульхановой, П.Жане, Ш. Бюлера, К. Левина, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской, В. Г. Асеева,В.А. Ганзена, А.А. Леонова, В.И. Лебедева, Ю.М. Забродина, Д. Н. Завалишина, П. Фресса, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и др. Объектом исследования является самосознание личности подростка. Предметом исследования является соотношение и особенности образа «Я» и психологического времени в структуре самосознания личности подростка. Цель исследования: выявить характерные аспекты Я образа и психологического времени в подростковом возрасте и их взаимосвязь. В качестве гипотезы исследования выступило предположение о том, что существует взаимосвязь между составляющими Я образа и переживанием прошлого, настоящего и будущего подростков. При этом мы предполагаем, что в отношении и переживании времени между подростками и юношами существуют значимые различия. Задачи исследования: 1) В ходе теоретического анализа научной литературы по теме исследования рассмотреть теоретические подходы к определению психологических особенностей личности подростков и структуре самосознания; 2) описать теоретические подходы к определению психологического времени и выделить факторы, влияющие на переживание субъектом своего прошлого, настоящего и будущего. 3) эмпирическим путем исследовать особенности и взаимосвязь психологического времени и Я образа подростков; 4) разработать и апробировать коррекционно-развивающую программу, целенаправленную на формирование у подростков адекватного Я образа и целостного переживания психологического времени жизни. Методы исследования: 1)Теоретические: анализ литературы по проблеме; сравнительно-сопоставительный; обобщение и систематизация материала; дедуктивный; логический; 2) эмпирические: сравнительный метод (метод поперечных срезов), тестирование; 3) методы количественной и качественной обработки данных (математическая обработка данных по шкалам опросника критерия Манна-Уитни; критерий ранговой корреляции Спирмена). Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов эмпирического исследования психологами и педагогами в организации психологического сопровождения подростков; проведения индивидуального психологического консультирования подростков и родителей по проблемам личностного роста; реализации тренингов личностного роста для подростков в образовательных учреждениях и специализированных психологических центрах. Структура дипломной работы состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы, приложения. Список литературы состоит из 67 источника. ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СООТНОШЕНИЯ ОБРАЗА «Я» И ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВРЕМЕНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Образ «Я» в структуре самосознания личности Проблема самосознания (Я-образ, Я-эго, Я-концепция) достаточно актуальна в настоящее время. Это связано с потребностью определения степени важности человека в условиях современности, его способностей преобразовывать себя и окружающий мир. В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению образа - Я (И. С. Кон, Е. Т. Соколова, А. А. Налчаджян, В.Н. Козиев, А.А. Бодалев и др.). При этом в изучении и понимании образа - Я акцентируют внимание на разных подходах. Я образ понимается как установочная система [33, с. 22]; в системе ценностей человека его Я обладает всегда определенным ценностным весом, и образующие это его Я составляющие также имеют в каждом случае свое ценностное значение [12, с. 91]; Я - как динамическое образование психики, развертывающееся во времени от единичных ситуативных образов до обобщенного образа Я, понятия Я [66, с. 52]. Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения [62, с. 76]. В рамках изучения индивидуального сознания рассматривается строение самосознания (В.Д. Балин). С позиций личностной идентификации исследуют структуру Я-концепции (А.Б. Орлов). Чаще всего среди отечественных ученых встречаются представления о трехкомпонентной структуре самосознания с некоторыми вариациями (И. И. Чеснокова, В. С. Мерлин). Разнообразие теоретических подходов обусловливает необходимость проведения анализа данной проблематики. А.Н. Леонтьев [39], характеризуя проблему самосознания как проблему высокого жизненного значения, венчающую психологию личности, расценивал ее в целом как нерешенную, ускользающую научно-психологического анализа. Действительно, до настоящего времени не существует более или менее определенной и признанной трактовки этой особой субъективной реальности. Самосознание позволяет человеку, отражая внешний мир, выделять себя в нем, оценивать свое отношение к этому миру и себя в своих отношения, с окружающими, познавать собственный внутренний мир, переживать и определенным образом оценивать его [39, с. 108]. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Благодаря самосознанию человек воспринимает себя, как и иди в дуальную реальность, отдельную от природы и других людей. Он становится существом не только для других, но и для себя [37, с. 210]. Самосознание не надстраивается внешне над личностью, а включается в нее. Оно не имеет самостоятельного пути развития, отдельного от развития личности, а включается в процессе развития личности как реального субъекта в качестве его момент стороны, компонента. Самосознание - это осознание самого себя как сознательного субъекта, реально индивида, а вовсе не осознание своего сознания. Исторически самосознание — более поздний продукт развития, появившийся на основе сознания и вместе с ним возникшей речи. Различные акты самосознания — это как бы общение человека с самим собой, для которого необходимо развитие внутренней речи, достаточной сформированности таких свойств мышления, как абстракция и обобщение, позволяющих субъекту составить представление и понятие о своем «Я», отличном от «Я» другого [3, с. 295]. В центре проблемы самосознания лежит различение двух его сторон: выделение «Я» как субъекта («действующее Я») и как объекта самопознания и самоотношения («рефлексивное Я»). В психологической науке это основополагающее для всех теорий «Я» различение было введено У. Джеймсом, который полагал, что в едином и целостном «Я» содержатся два неразрывных составляющих: эмпирическое «Я» («Я» как объект познания) и «чистое Я» («Я» как субъект познания) [15, с. 198]. Эмпирическим «Я» (или «Мое») понимается как совокупность, итог всего того, что человек может назвать своим: собственное тело, одежду, дом, семью, друзей, репутацию, творческие достижения, психические силы и качества. Это эмпирическое «Я» подразделяется на три подсистемы: а) материальное «Я» — тело, одежда, собственность; б) социальное «Я» —- то, чем признают данного человека окружающие; при этом каждый человек имеет столько социальных «Я», сколько существует отдельных групп, с мнением которых он считается; в) духовное «Я» — совокупность психических особенностей, склонностей и способностей. Под «чистым», или познающим, «Я» понимается то обстоятельство, что человек чувствует себя субъектом своих действий, восприятия, эмоций и осознает свое тождество и неразрывность с тем, чем он был накануне. Это степень центрации субъективной системы, которая может быть более либо менее отчетливо выраженной или диффузной [30, с. 176]. Оценить значение внутренних процессов самосознания трудно, так как они неразрывно связаны с практической деятельностью субъекта, его взаимодействием с внешним миром. Но стоит только прервать связь индивида с внешним миром, поместив его в условия изоляции, и эти внутренние процессы активизируются [40, с. 311]. Если сознание ориентировано на весь объективный мир, то объектом самосознания является сама личность. В самосознании она выступает и как субъект, и как объект познания и отношения. Самосознание предстает как особо сложный процесс (самоосознавание), динамическое образование психики, которое находится в постоянном движении не только в онтогенезе, но и в повседневном функционировании. Результатом процесса самосознания служит Я-концепция, понимаемая как совокупность установок, направленных на самого себя. Я-концепция при этом не просто продукт самосознания, но и важный фактор детерминации поведения. Самосознание — сложная психологическая структура, включающая в себя в качестве особых компонентов, во-первых, сознание своей тождественности, во-вторых, сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала, в-третьих, осознание своих психических свойств и качеств и, в-четвертых, определенную систему социально-нравственных самооценок. Все эти элементы связаны друг с другом функционально и генетически, но формируются они не одновременно. Зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами и собственным телом. Сознание «Я» проявляется примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все указанные компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему [49, с. 385]. В.С. Мухина [44] выделяет пять звеньев в структуре самосознания. Первое звено — имя собственное, вокруг которого формируется сознаваемая человеком собственная сущность. Идентификация с именем происходит с первых лет: ребенку трудно думать о себе вне имени, оно ложится в основу самосознания, приобретает особый личностный смысл. Благодаря имени ребенок получает возможность представить себя как обособленного от других уникального индивида [44, с. 297]. Второе звено — притязание на признание. С раннего возраста ребенок открывает, что все поступки делятся на «хорошие» и «плохие». Так как все хорошее эмоционально поощряется, то у ребенка появляется стремление быть хорошим, стремление к признанию себя хорошим. Реализуя притязание на признание во всем многообразии видов деятельности, человек утверждает чувство собственного достоинства и самоценности. Третье звено — половая идентификация. Она включает психологическое признание собственной идентичности со своим полом в физическом, социальном и психологическом плане. Четвертое звено — психологическое время личности.Оно связано с построением субъективной картины жизненного пути, со стремлением соотнести себя настоящего с собой в прошлом и будущем. Пятое звено — социальное пространство личности. Это сфера прав и обязанностей человека, определяющая стиль и содержание общения в контексте культуры, к которой он принадлежит [44, с. 298]. Образ «Я» является составной частью в структуре самосознания. «Я» (образ «Я») — центральное понятие целого ряда трактовок личности человека. Имеет богатейшую традицию в рамках философии. В самом общем виде «Я» — самость, то есть интегральная целостность, «одноличие», «подлинность» индивида, его тождественность самому себе, на основании которой он отличает себя от внешнего мира и других людей. Различаются индивидуальное (включающее биологическое, физическое, физиологическое и психологическое) и социальное «Я». В социологии «Я» означает осознанную принадлежность человека к определенной категории людей («социальная идентичность»), то есть определяет аспект личности и ее самосознания. Имея множество характеристик, «Я» в целом включает три главных измерения: наличное «Я» (каким человек видит себя в данный момент), желаемое «Я» (каким бы хотел себя видеть), представляемое «Я» (каким он показывает себя др.). Все три измерения сосуществуют в личности, обеспечивая ее целостность и развитие [60, с. 179]. В становлении «Я» участвуют три основные механизма: усвоение субъектом оценки его др. людьми, социальное сравнение с др. людьми, самоатрибуция (в первую очередь, самоанализ). К наиболее известным теориям социального «Я» относятся зеркального «Я» теория, теория социального сравнения и теория самовосприятия. Наиболее полной моделью «Я» является установочная модель, интегрирующая эмоционально-ощущенческие, поведенческие и ценностно-нормативные аспекты «Я». Складываясь как отражение социальных оценок, социальное «Я» регулирует социальное самочувствие, настроение и поведение личности. Самооценка и самоуважение — наиболее важные регулятивные функции «Я». Подчеркивание отраженной, социальной природы «Я» отличает понятие «Образ Я». Оно подразумевает отказ от многих философских умозрительных проблем сущности «Я», апеллируя к сравнительно более операциональному «образу «Я», что позволяет проследить истоки его становления, характер, отличительные особенности и проявления в поведении [60, с. 180]. Современная наука трактует «Образ Я» как результат, прежде всего интерсубъективного, диалогического («Я» — «ты» — «мы») взаимодействия людей в обществе. Внимание к понятию «Я» в последние годы усиливается. «Образ Я» - то, что я знаю о себе [50, С.19-25]. Рост самосознания и интереса к собственному «Я» у юношей связан не только с половым созреванием, как считала биогенетическая школа в психологии. Ребёнок рос, менялся, набирал силу и до переходного возраста, и тем не менее это не вызывало у него тяги к интроспекции. Если это происходит теперь, то, прежде всего потому, что физическое созревание является одновременно социальным симптомом, знаком повзросления, возмужания, на которое обращают внимание и за которым пристально следят другие, взрослые и сверстники. Противоречивость положения подростка, изменение его социальных ролей и уровня притязаний - вот что в первую очередь актуализирует вопрос: «Кто Я?» [63, с. 410]. В этот период происходит переход от внешнего управления к самоуправлению. Но всякое управление предполагает наличие информации об объекте. Отсюда при самоуправлении должна присутствовать информация субъекта о самом себе, то есть самосознание. Размышляя, он начинает понимать, что у каждого человека должна быть своя цель в жизни. Для того чтобы ее добиться, нужно улучшить себя, развивать в себе хорошие положительные качества. Чёткая дифференцированная самооценка предполагает сравнительно чёткое осознание и выделение тех областей, в которых могут быть достигнуты высокие результаты, и тех, в которых человек не может претендовать на высокие результаты, чёткое выделение своих сильных и слабых сторон. Ценнейшее приобретение ранней юности - открытие своего внутреннего мира. Открытие своего внутреннего мира очень важное, радостное и волнующее событие, но оно вызывает также много тревожных и драматических переживаний [40, с. 230]. Вместе с осознанием своей уникальности, неповторимости, непохожести на других приходит чувство одиночества. Юношеское «Я» ещё неопределенно, расплывчато, диффузно, оно нередко переживается как смутное беспокойство или ощущение внутренней пустоты, которую чем-то необходимо заполнить. Отсюда растет потребность в общении и одновременно появляется избирательность общения, потребность в уединении. Становление личности включает в себя также становление относительно устойчивого образа «Я», то есть целостного представления о самом себе. Образ «Я» - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупность самооценок. Вопрос «кто я такой?» В содержании образа - Я выделяются две образующие: знание о тех общих чертах и характеристик, которые объединяют субъекта с другими людьми, - система самоидентичности и знания, выделяющие «Я» субъекта в сравнении с другими людьми, придающие субъекту ощущение уникальности, - дифференцирующая образующая [53, с. 317]. Представления о себе многоплановы. Исследователи различают несколько форм представлений о себе, дифференцированных либо по сфере проявлений человека («физическое Я», «социальное Я», профессиональное Я», «семейное Я», «моральное Я», «духовное Я» и т.д.), либо на временном континууме («Я в прошлом», «Я в настоящем», «Я в будущем»), либо по какому-либо иному признаку. Например, согласно М. Розенбергу [56], есть «реальное Я» - то, каким человек кажется себе в действительности, в данный моменту это актуальное (настоящее) Я; «идеальное Я» - желаемое Я, каким человек хотел бы быть; «фантастическое Я» - каким субъект желал бы стать, если бы все было возможным; «должное Я» - каким человек должен быть, ориентируясь на моральные нормы и социальные предписания;«изображаемое Я» - каким человек демонстрирует себя окружающим; «динамическое Я» - каким человек мог бы быть, каким поставил перед собой цель стать. Н« редко выделяют «зеркальное Я» - установки, связанные с представлениями человека о том, как его воспринимают другие [56, с. 124]. Согласно модели М. Розенберга [56] отдельные компоненты «образа - Я» различаются: - по степени отчетливости осознания. Одни качества человек может ясно, «выпукло» осознавать, другие нет; - по субъективной значимости. Одни черты, проявления или характеристики для человека являются центральными, важными, другие выступают как периферийные, не имеющие большого значения; - когнитивной сложности и дифференцированности. Чем больше своих характеристик осознает человек, чем они сложнее и обобщеннее, тем выше данный показатель; - согласованности, непротиворечивости, последовательности. Человек может выделять у себя несовместимые, противоречащие друг другу свойства, например, он может считать себя общительным и в то же время замкнутым, доброжелательным и злым, притязающим на лидерство и вместе с тем застенчивым; - устойчивости, т.е. стабильности образа «Я» во времени; - адекватности - выделение субъектом у себя тех черт и способностей, которыми он действительно обладает [56, с. 126]. Таким образом, В психологических исследованиях разных авторов структура самосознания представлена неоднородно. Одни исследователи пытаются уделить больше внимания изучению образа-Я. Другие исследователи останавливаются на изучении проблемы самоотношения и его строения. Самосознание — это осознание и целостная оценка самого себя и своего места в жизни. Образ «Я» является составной частью в структуре самосознания. 1.2. Анализ теоретических подходов к определению категории «психологическое время» в психологии Изучению проблемы психологического времени было посвящено множество трудов отечественных и зарубежных психологов и философов А.А. Кроника, Е.И. Головаха, К.А. Абульхановой, П.Жане, Ш. Бюлера, К. Левина, В.И. Слободчикова, И.С. Якиманской, В. Г. Асеева, В.А. Ганзена, А.А. Леонова, В.И. Лебедева, Ю.М. Забродина, Д. Н. Завалишина, П. Фресса, Б. Г. Ананьева, Б. Ф. Ломова и др., но до сих пор проблема остается малоизученной. Психологическое время считается важным атрибутом самосознания личности и одним из условий ее существования [1, с. 94]. Время есть, прежде всего, длительность бытия человеческой жизни. Жизнь и деятельность личности развертывается, упорядочивается и реализуется в определенном отрезке времени. Из отмеренности существования вытекает проблема конечности, временности человеческого бытия. В этой последней характеристике времени заключены его трагизм и фатальность. Время ведь течет однонаправлено, асимметрично и необратимо. Невозможно замедлить, остановить его течение, невозможно вернуться в прошлое, нельзя внести коррективы в минувшее [5, с. 118]. Время - форма возникновения, становления, течения, разрушения в мире, а также его самого вместе со всем тем, что к нему относится. Объективное время нужно отличать от субъективного, которое основано на осознании времени. Последнее зависит от содержания переживаний и является главным образом возможностью что-то делать, переживать и т. п. Выражение «на это у меня нет времени» означает, что «подходящее ко мне», то есть будущее, образует непрерывную цепь из «связанных по времени» действий, переживаний. Оно означает также, что для меня является невозможным в этом течении времени «передвинуть» один из этих членов назад или вперед таким образом, чтобы осуществлялась дальнейшая деятельность. Выражение «еще рано» означает, что время еще не наступило (возможности еще нет); «уже поздно» — что возможности больше кет. Только «теперь» есть «время и возможность» «теперь» находится между «еще рано» и «уже поздно» и должно «восприниматься», замечаться, пониматься для того, чтобы вообще что-нибудь можно было делать [8, с. 93]. Будущее, настоящее, прошедшее суть абстракции от этого естественного понятия времени, в которых частицы «еще» и «уже» являются знаками выражения характера существования как заботы. При этом имеет значение то обстоятельство, что с увеличением возраста человека все еще появляющиеся возможности оставляют все меньше и меньше места для действия, ибо человек начинает все больше зависеть от прошлых событий («человек несет на себе груз прошлого»). Будущее, таким образом, все больше пропитывается прошлым, и поэтому жизнь, будущее которой состоит только из прошедшего, называется жизнью без будущего. Под этим подразумевается придавленное тяжестью прошедшего, ставшее бессмысленным существование Хайдеггером, [65] время толкуется реалистически. По Хайдеггеру, времени нет, нет ни в субъекте, ни в объекте, ни «внутри», ни «вовне», оно «есть» раньше любой субъективности и объективности, ибо оно является условием самой возможности для этого «раньше» [65, с. 219]. Время в психологии – предмет многочисленных теоретических и экспериментальных исследований, основные аспекты коего: 1) психофизический — поиск механизмов психического отражения, топологических (последовательность, одновременность) и метрических (длительность) характеристик «физического» времени; 2) психофизиологический — исследование влияния разноуровневых биологических ритмов и закономерностей организации «биологического» времени на динамику психических процессов; 3) социально - психологический рассмотрение особенностей отражения человеком «социального» времени, специфики этого отражения в различных общностях и культурно-исторических условиях; 4) личностно - психологический их алогический — изучение временной организации индивидуального жизненного пути, структуры психологического времени личности [6, с. 61]. Время психологическое – отражение в психике системы временных отношений между событиями жизненного пути. Включает: 1) оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее; 2) переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени; 3) осознание возраста, этапов возрастных — детства, молодости, зрелости, старости; 4) представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, всего человечества [23, с. 146]. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению времени психологического; 1) согласно квантовой концепции, существуют разномасштабные субъективные кванты времени — от миллисекунд до десятилетий, кои обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение настоящего психологического); 2) с точки зрения событийной концепции особенности времени психологического зависят от количества и интенсивности происходящих событий – изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека [22, с. 98]. В психологическом словаре [21] психологическое время отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом [31, с. 36]. Наряду с указанными аспектами выделяют три масштаба исследования: ситуативный, биографический, исторический. В ситуативном масштабе осуществляется непосредственное восприятие и переживание коротких временных интервалов, несоизмеримых продолжительностью человеческой жизни в целом. На основе обобщения этих восприятий и переживаний формируются индивидуальные концепции времени в биографическом масштабе, который ограничен рождением и смертью. Различаются концепции времени взрослого и ребенка, представителей различных социальных групп. Исследования времени в историческом масштабе направлены на выяснение закономерностей осознания личностью исторического прошлого и будущего. Традиционными формами такого осознания являются усвоение истории общества и знание генеалогической преемственности своего рода. В результате этого историческое прошлое и будущее может предстать в сознании человека как его собственное прошлое и будущее, как возможность преодоления ограниченности индивидуальной жизни [24, с. 82]. Обобщая вышесказанное, можно сказать, что в современной психологии онтогенез человека рассматривается как развивающиеся единство биологического и социального. Психологи выделяют временные структуры человека как индивида, личности, субъекта деятельности и говорят о человеке как о «полиморфном носителе временных упорядоченностей различного порядка» [13, с. 116]. Такой подход позволяет выделить различные уровни временных отношений, каждому из которых соответствуют тот или иной аспект исследований в психологии. В настоящее время можно выделить три основных направления изучения времени в психологии: психофизиологический, психологический и личностный. В психологическом словаре психологическое время отражение в психике человека системы временных отношений между событиями его жизненного пути. Психологическое время включает: оценки одновременности, последовательности, длительности, скорости протекания различных событий жизни, их принадлежности к настоящему, удаленности в прошлое и будущее, переживания сжатости и растянутости, прерывности и непрерывности, ограниченности и беспредельности времени, осознание возраста, возрастных этапов (детства, молодости, зрелости, старости), представления о вероятной продолжительности жизни, о смерти и бессмертии, об исторической связи собственной жизни с жизнью предшествующих и последующих поколений семьи, общества, человечества в целом [29, с. 171]. В психологии можно выделить несколько подходов к объяснению и экспериментальному изучению психологического времени. Согласно «квантовой» концепции существуют разномасштабные субъективные «кванты времени» (от миллисекунд до десятилетий), которые и обусловливают различные переживания времени (например, оценки одновременности, выделение психологического настоящего). С точки зрения событийной концепции особенности психологического время зависят от числа и интенсивности происходящих событий (изменений во внутренней и внешней среде, в деятельности человека). В рамках «квантового» и событийного подходов не решен ряд фундаментальных проблем: возможность обратимости и многомерности психологического времени, не линейной последовательности психологического прошлого, настоящего и будущего, единицы возрастной категоризации. Различные масштабы и модусы психологического времени не тождественны и обладают определенной спецификой и объяснение их специфики невозможно без анализа взаимосвязи и взаимоперехода ситуативного и биографического масштабов, прошлого и настоящего в целостной временной структуре, определяющей общие закономерности и механизмы психологического времени личности» и во-вторых, объективная последовательность событий, происшедших в жизни личности, не всегда оказывается «подлинной» последовательностью событий, раскрывающей особенности жизненного пути в понимании самого человека [47, с. 492]. Идея времени — продукт человеческой эволюции, продукт культуры. И очень постепенно, но постоянно по нарастающей проявлялись, ставились и обсуждались проблемы времени: его объективности, длительности, текучести структуры (прошедшее, настоящее, будущее, осваиваемое в своей протяженности в сложных соотнесениях, как и все время, с вечностью, бытием, материей, Вселенной [50, с. 321]. Выделяют четыре основных аспекта рассмотрения проблемы психологического времени: 1. отражение (психическое, сознательное) объективного времени, адекватность (большая, меньшая) этого отражения, механизмы отражения; 2. временные, т.е. процессуально-динамические характеристики самой психики, связанные, прежде всего с лежащими в ее основе ритмами биологических, организменных, нейрофизиологических и других процессов; 3. способность психики к регуляции времени (движения, действия, деятельности); 4. личностная организация времени жизни, т.е. тот временно-пространственный континуум, в котором строятся ценностные отношения личности с миром [45, с. 55]. Деятельность человека во многом зависит от времени: она может быть безграничной во времени или мотивирована дефицитом времени и временными ограничениями, хотя именно эта сторона активности человека, его энергетического потенциала не всегда осознаваема и часто оставалась без внимания исследователей. Осмелимся взглянуть на время как на энергетический потенциал человека, один из источников его активности, показатель хорошо функционирующей и организованной личности, для чего обратимся к анализу временных аспектов жизнедеятельности человека, его функционирования во времени. Для характеристики побуждения и особенностей его функционирования во времени как одного из структурных элементов личности важно отметить временные масштабы и длительность его действия. Период его действия, будучи более или менее протяженным, включает в себя не только настоящее, но и прошлое и будущее. К. Левин [37] по этому поводу отмечал, что жизненная сфера индивида, далеко не ограниченная тем, что он рассматривает как настоящую ситуацию, включает будущее, настоящее, а также прошлое. Он считал, что действия, эмоции, безусловно, мораль индивида в любом случае зависят от его общей временной перспективы. Временной масштаб побуждения очень важен, так как определяет ту сферу прошлого опыта и перспективу будущего, через которые переосмысливается данная ситуация и тем самым определяется действительное содержание побуждения. И чем шире временная сфера....................... |
Для получения полной версии работы нажмите на кнопку "Узнать цену"
Узнать цену | Каталог работ |
Похожие работы: